Грузооборот морских портов России: предварительные итоги 2015 года | intermost.ru

Грузооборот морских портов России: предварительные итоги 2015 года

Несмотря на то, что 2015 год выдался нелегким,  грузооборот портов РФ, согласно прогнозу Минтранса, по итогам 2015 года может быть на 3–4% выше уровня 2014 года.

По предварительным данным, за 2015 год объем перевалки грузов в портах составил 645–650 млн т. Для сравнения, в 2014-м – 623,4 млн т. В 2015 году темпы роста объемов обрабатываемых в портах грузов снижались. Так, если по итогам I квартала прибавка, по данным Ассоциации морских торговых портов, составила 8,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, то за 6 месяцев – только 3,5%. За январь – сентябрь перевалка увеличилась на 3% относительно 2014-го, до 495,8 млн т. За 10 месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2014-го объем перевалки грузов в морских гаванях возрос на 3,2%, а за 11 месяцев – на 3%. Во многом прогнозы экспертов оправдались. Еще летом они заявляли о том, что к концу года объем грузов, проходящих через российские порты, станет устойчивым.

Надо отметить, что в целом темпы роста перевалки грузов в 2015 году сопоставимы с позапрошлогодними показателями, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и трещину в международных отношениях. А вот объем перевалки грузов в контейнерах в морских портах снизился. По итогам 11 месяцев 2015 года объем перевалки грузов в контейнерах сократился на 26,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года – с 4,87 до 3,59 млн TEU. На спад показателей по-прежнему влияют импорт и перевалка порожних контейнеров. Основу российского контейнерного импорта составляют продовольствие, потребительские товары и автокомплектующие.

Перспективы черноморских портов

Если раньше грузы в Европу следовали преимущественно через порты Балтийского бассейна, то из-за сложившейся политической и экономической ситуации многие эксперты полагают, что отправной точкой основного объема грузопотока за рубеж станут черноморские гавани. Прогнозы участников отрасли подтверждает статистика. На долю морских гаваней Азово-Черноморского бассейна приходится почти треть российского грузооборота. Мировая конъюнктура повлияла на отгрузку сырьевых грузов, которые в основном проходят через южные порты.

О том, что южные гавани ждут большие перспективы, говорит и то, что, согласно прогнозам Минтранса России, к 2030 году на долю грузооборота портов в Азово-Черноморском бассейне (включая Крым) будет приходиться свыше 400 млн т грузов в год, а это более чем в 2 раза превышает сегодняшние объемы. Однако эксперты заявляют, что черноморские гавани уже сейчас перегружены. К тому же их инфраструктура не соответствует современным стандартам. Следует отметить, что увеличение перевалки на Юге произошло на фоне позитивной динамики практически во всех российских портах, кроме арктических.

Свободный порт Владивосток – новые возможности для региона

Закон о создании свободного порта Владивосток был подписан в середине июня прошлого года. Такай статус и возможности, которые будут предоставлены компаниям, работающим в этом регионе, привлекут на данное направление новые грузы. По прогнозам  данный проект позволит к 2025 году увеличить валовой региональный продукт в 2,7 раза. При этом инвестиции в основной капитал возрастут в 2,5 раза, среднегодовая численность занятых в экономике – в 1,3 раза, а производительность труда повысится примерно в 2 раза.

Зона свободной торговли значительно повысит инвестиционную привлекательность российского региона и обеспечит сокращение затрат на реализацию инвестиционных проектов до 40%.

Владивосток является связующим звеном между Транссибирской железнодорожной магистралью и тихоокеанскими морскими путями, что превращает его в важный грузовой и пассажирский порт. Главные статьи экспорта здесь – рыба и морепродукты, древесина, черные и цветные металлы, суда. Основные импортные грузы – это продукты питания, лекарственные средства, одежда, обувь, бытовая техника и суда. Владивосток является важным перевалочным пунктом для товаров, импортируемых из Японии, Южной Кореи, Китая, США и стран Юго-Восточной Азии. Заметную долю товаропотока также занимает ввоз новых и подержанных автомобилей из Японии.

Развитие Северного морского пути

В новой редакции Морской доктрины, которая была представлена в прошлом году, содержатся положения о поддержке отечественных судостроителей, о развитии российского транспортного флота и специализированных решений для освоения Мирового океана. В Арктическом региональном направлении Морской доктрины упор сделан также на освоение природных ресурсов Арктики и ее территорий.

Россия может извлечь значительную экономическую выгоду из развития и эксплуатации Северного морского пути. Это кратчайший морской путь от европейских до восточноазиатских портов, а также  стратегический внутренний маршрут, соединяющий сибирские речные порты. Источник: TKS.

Новости отрасли

04.04.17
Ежегодно на дорогах России вводятся весенние ограничения на движение большегрузов. Связано это с сезонным сниж...
14.02.17
Новый Таможенный Кодекс ЕАЭС (измененный проект Таможенного Кодекса ТС) подписан 26 декабря 2016г., но его вст...
26.07.16
За январь - июнь по территории Казахстана проследовало 704 контейнерных поезда, из которых -  679 в транзитном...
06.07.16
Минтранс планирует развитие речных грузоперевозок. Для этого, прежде всего, необходим источник средств на восс...