По-китайски говорить | intermost.ru

По-китайски говорить

Китай стремительно превращается из производителя ширпотреба в поставщика высокотехнологичных продуктов, не сотрудничать с которым не может сегодня ни одно государство. О том, каким образом заработать на этом сотрудничестве и как не стать сырьевым придатком вчерашнего бедного соседа, шла речь на круглом столе, организованном на этой неделе холдингом «Люди дела». Главный вывод, который сделал принявший участие в дискуссии корреспондент НГС.НОВОСТИ, — нужно начинать учить китайский язык, а главное — преподавать его детям.

Мероприятие, названное «круглый стол», проходило в конференц-зале гостиницы River Park, тесно заставленном рядами стульев. Несмотря на некоторую абстрактность заявленной темы («Сотрудничество с Китаем: как нам не проторговаться?»), послушать и поговорить о макроэкономических материях собралось порядочное количество предпринимателей и менеджеров разных степеней — зал был набит под завязку. Круглый стол был организован в уже вошедшем в традицию формате «докладов из президиума» — участники преимущественно слушали то, что им расскажут приглашенные эксперты.

Тон дискуссии задал председатель комитета внешнеэкономического сотрудничества и туризма администрации Новосибирской области Дмитрий Микитченко, заявивший, что «закрытость любой экономики вредит ей самой, что убедительно доказал пример СССР».

Его поддержал председатель комитета по международному сотрудничеству и внешнеэкономическим связям мэрии Новосибирска Владимир Сандаков, напомнивший о том, что КНР — это «огромный сосед с огромной экономикой». А руководитель отдела внешних связей СО РАН Сергей Заковряшин отметил, что население Сибири, которая «по площади больше Китая», сегодня не превышает 20 млн человек (для сравнения — население одного только Шанхая в 2008 году составляло порядка 19 млн жителей).

Сойдясь на том, что пытаться конкурировать с китайцами в производстве товаров массового потребления бессмысленно, участники встречи принялись искать направления, в которых новосибирские предприятия могли бы сами что-то предложить соседнему государству. По мнению представителя СО РАН, китайцы сейчас интересуются технологиями, связанными с экологией и энергосбережением. Действующих примеров наличия таких технологий у новосибирцев ученый не привел, однако оптимистично заявил, что «если мы сможем продавать что-то в Китае, мы выйдем на мировой рынок».

Представителя академической науки поддержал председатель совета директоров компании «Интермост-Логистика» Ян Александровский, сообщивший, что ему знакомы небольшие компании, которые уже делают первые шаги на китайском рынке в сфере биотехнологий, пищевой отрасли и деревообработки. «Получается пока не у всех. Точнее, пока почти ни у кого не получается», — оценил первые результаты российской экспансии на китайский рынок эксперт по логистике. Главной проблемой работы на китайском рынке Александровский считает «тотальную специфичность китайского бизнеса», а именно желание китайских партнеров «сделать все лучше, но по-своему, причем совершенно неожиданно».

Руководитель и владелец компании «Обувь России» Антон Титов (который был приглашен, но не смог прийти) в телефонной беседе признался НГС.НОВОСТИ, что не понимает, что российские предприятия могут предложить Китаю кроме сырья и оружия: «Там, по-моему, все есть, и конкуренция очень велика в любой сфере».

Выступивший с места один из гостей Владимир Костин призвал собравшихся изучать китайский язык, поскольку найти в Китае хорошего переводчика сегодня трудно. «Вот кто из вас хоть сто слов по-китайски знает?» — спросил он. Поднялась только одна рука — и то нерешительно. Ян Александровский подлил масла в огонь, заметив, что даже наличие специалиста со знанием языка не гарантирует успеха переговоров, поскольку первое, что делают китайцы, начиная переговоры, это пытаются подкупить переводчика, заставив его «играть» на своей стороне.

Впрочем, аудиторию явно больше интересовало, что делать с китайской экспансией на российский рынок. Единственный способ ей сопротивляться — выпускать какую-то интеллектуальную продукцию с высокой добавленной стоимостью, решили собравшиеся. «Производители одежды из Европы каждые полгода предлагают новую коллекцию, и китайцы их просто не успевают копировать. И весь мир едет на показы мод не в Гонконг, а в Милан», — показал пример успешной стратегии Дмитрий Микитченко. «От китайцев нас отличают мозги — пока их все не купили, никто нас не поработит», — оптимистично заключил чиновник.

Справка: По данным Росстата, внешнеторговый оборот с КНР за 9 месяцев 2009 года составил $252,3 млн (порядка 20% от всего экспорта и импорта области), при этом из указанной суммы на импорт пришлось почти $200 млн. 

Источник: НГС, 20.02.2010                

 

Ссылка на статью:  http://news.ngs.ru/more/59914/