| intermost.ru

Справочная информация

АБАНДОН

1) отказ от имущественных прав, напр., отказ страхователя от своих прав на застрахованное имущество в пользу страховщика при условии выплаты последним полной страховой суммы. Абандоном является также отказ грузополучателя от поступившего в его адрес груза; отказ грузоотправителя от доставленного в место назначения, но не врученного грузополучателю груза (в последнем слу­чае грузоотправитель обычно заранее делает распоряжение об абандоне; в ряде перевозочных документов, напр., в стандартной накладной Ю,Пи.С, имеется для этого специальная графа);

2) по определению Американской ассоциации маркетинга (АМА) снятие продукции с произ-ва и/или с продажи в результате сокращения спроса.

АБОНЕНТСКИЙ ПУНКТ

Комплекс устройств ввода-вывода информации и управления обменом ею, подключаемый через аппаратуру передачи данных к каналу связи для работы с удаленной ЭВМ или др. Различают программируемые и непрограммируемые абонентские пункты. Входящие в состав программируемых абонентских пунктов мини-ЭВМ позволяют совмещать обработку и передачу данных. Для телеобработки в диалоговом режиме в состав А.П. входят устройства, позволяющие вести обмен информацией с ЭВМ при обязательном участии человека.

АВАНС ФРАХТА

Денежная  сумма, выдаваемая фрахтователем по требованию судовладельца (капитана) на оплату судовых расходов в порту погрузки. Аванс фрахта выдается в тех случаях, когда это предусмотрено чартером в сумме, обычно не превышающей одной трети фрахта. Сумма аванса записывается (см. Перевозочные документы) в коносамент и удерживается в дальнейшем из фрахта. Обычно в коносамент в качестве аванса фрахта вносится сумма оплаченных агентом судовых расходов, отраженная в акцептованном капитаном судна дисбурсментском счете.

АВАНСОВЫЕ ЗАКУПКИ

Форма встречной торговли, при которой сторона, заинтересованная в продаже своих товаров определенному покупателю, сначала закупает товары у него.

АВАРИЙНАЯ ОГОВОРКА

Условие страхования, предусматривающее франшизу; является стандартной оговоркой по судам и грузам. Может содержаться в полисе. В полисах по неморскому страхованию в аварийных оговорках обычно указывается, что убытки подлежат возмещению пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости объекта страхования.

АВАРИЙНЫЙ ВЗНОС

Денежная  сумма, истребуемая судовладельцем либо от его имени диспашером у владельца груза в качестве обеспечения уплаты его доли в общеаварийных расходах. О требовании судовладельца внести аварийный взнос грузополучатель немедленно информирует страховщика. В международной практике аварийный взнос может носить название депозита.

АВАРИЙНЫЙ КОМИССАР

Физическое или юридическое лицо, к услугам которого прибегают страховщики, для защиты своих интересов при наступлении страхового случая. Имя и реквизиты аварийного комиссара указываются страховщиком в страховом сертификате, или полисе, при выдаче его страхователю. См. также Диспашер.

АВАРИЙНЫЙ СЕРТИФИКАТ

Документ, подтверждающий характер, размер и причины убытка. Составляется аварийным комиссаром. В аварийном сертификате, в частности, указывается, где застрахован груз или иное имущество, вид транспортного средства, место разгрузки, род тары и т.д. На основании аварийного сертификата страховщик принимает решение об удовлетворении или отклонении претензий страхователя.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СКЛАДОМ (АСУС)

Автоматизированная система управления складскими процессами (Computerized Warehouse Control System) - основанная на использовании вычислительной техники и экономико-математических методов система планирования, контроля процессов приемки, хранения и выдачи товарно-материальных ценностей со склада. АСУС может состоять из различных функциональных подсистем, например, управления запасами, контроля поставок, управления технологическими процессами грузопереработки и т.д. В составе этих подсистем решаются задачи бухгалтерского учета (учет расчетов с поставщиками и потребителями, поступления продукции на склад, выдачи продукции со склада и т.д.), оперативного управления занарядкой продукции и комплектацией, управления складскими механизмами и др. В АСУС могут распечатываться след, документы: отборочные листы, сличительные ведомости (выявление излишков или недостач) и т.д. Перспективным направлением в АСУС является применение безбумажных технологий комплектации, локальных вычислительных сетей.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКАЯ СИСТЕМА

Одна из систем обеспечения функционирования гибкой производственной системы, представляющая комплекс взаимосвязанных автоматизированных транспортных и складских устройств для укладки, хранения, временного накопления, разгрузки и погрузки предметов труда, технологической оснастки и др.

АВТОМОБИЛЕ-ДЕНЬ

Данный термин означает единицу, применяющуюся к измерению состояния и объемов работы выполненной автомобильным транспортом, за какой либо промежуток времени.  Автомобиле-день в хозяйстве, может рассчитываться как календарный день нахождения автомобиля на предприятии или в хозяйстве, при этом из расчета исключается время нахождения автомобиля в аренде, учет технического состояния и места нахождения не ведется.  Автомобиле-день в работе, подразумевает день, на который был выписан путевой лист, для осуществления работ, при этом продолжительность нахождения автомобиля вне хозяйства не учитывается. Автомобиле-день простоя – день нахождения автомобиля на предприятии в технически исправном состоянии, но при этом не использованного  в работах. Автомобиле-день в ремонте – день, который автомобиль находился в неисправном состоянии в ожидании ремонта или в процессе его проведения как собственными силами хозяйства или предприятия, так и с привлечением других организаций.

АВТОМОБИЛЕ-ТОННО-ДЕНЬ

Единица учета наличия и производительности автомобилей за определенный отчетный период в зависимости от их грузоподъемности (см. Грузоподъемность подвижного состава). Используется для определения среднесписочного числа автомобилей в хозяйствеве, работе, ремонте, простое, а также при определении производительности автомобилей в тоннах и тонно-километрах.

АВТОНОМНЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, АККП

контроль качества продукции непосредственно на месте выполнения технол. операции. АККП является одним из элементов Канбан системы и системы всестороннего управления качеством. АККП предполагает, в частности, установку на технол. линии таких устройств, которые предупреждают появление брака или выход из строя оборудования. Напр., на автомобильных заводах "Тойота" почти все станки снабжены средствами автономного контроля, что позволяет предупреждать брак и при поломке выключать оборудование. Кроме того, на сборочном конвейере каждый рабочий имеет право остановить весь конвейер в случае отклонения от норм. В этом случае сигнал остановки конвейера красного цвета выводится на специальное табло ("Андон"), которое размещено так, что его видит каждый рабочий, участвующий в сборке. Если же возникают проблемы, не требующие остановки конвейера, то на табло выводится сигнал желтого цвета.

АВТООПЕРАТОР

автомат, машина, включающая исполнительное устройство в виде манипулятора или совокупность манипулятора, устройства передвижения и управляющего устройства.

АГЕНТ

посредник, являющийся, как правило, юридическим лицом, выступающий в качестве представителя и помощника др. основного по отношению к нему юридического лица (принципала). По поручению принципала, от его имени и за его счет А. заключает сделки с третьими лицами (страховщиками, экспедиторами, складами общего пользования и т.п.). Отношения между агентом и принципалом регулируются агентским соглашением, или договором агентирования, который в конкретных случаях может быть отождествлен с договором поручения, договором представительства и др. По объему полномочий А. подразделяются на универсальных (совершают любые юридические действия от имени принципала), генеральных (заключают сделки, только указанные в доверенности). Законодательством ряда стран (Россия, Великобритания и др.) предусмотрено право А. передавать свои полномочия др. лицу (субагенту), по отношению к которому А. становится принципалом. Наибольшее распространение институт А. получил в торговле, страховании, а также на транспорте общего пользования. За свои услуги А. получает вознаграждение как по тарифам, так и по договоренности с принципалом. Наиболее распространенный вид агентского вознаграждения - комиссионные от суммы заключенных сделок.

АГЕНТ ПРОМЫШЛЕННЫЙ

агент, заменяющий собственный сбытовой аппарат пром. компании, но при этом получающий не зарплату, а комиссионное вознаграждение. А.п. принимает участие в реализации только части продукции поставщика, его деятельность ограничена определенным районом.

АГЕНТ СБЫТОВОЙ

агент, работающий с небольшими пром. фирмами в течение длительного периода, занимающийся сбытом их продукции и заменяющий сбытовой аппарат этих фирм. А.с. имеет большие права в определении условий купли-продажи, чем агент промышленный.

АГРЕГИРОВАНИЕ

1) преобразование исходной матем. модели в модель с меньшим числом переменных или ограничений (агрегированную модель). Такая модель дает приближенное описание исследуемого объекта или процесса в сравнении с исходной моделью. Построение агрегированной модели целесообразно в тех случаях, когда непосредственное изучение или определение результирующих показателей исходной модели невозможно, а также для получения приближенного или точного решения исходной модели с помощью операции дезагрегирования, процесса итеративного агрегирования и др.;2) последовательное укрупнение показателей при разработке планов МТО, нормирования расхода и запасов материальных ресурсов и т.д. Процесс, обратный А., - дсзагрсгирокание.

АКВИЗИЦИЯ

1) вид деятельности экспедиторов и агентов по привлечению новых клиентов и заключению договоров страхования и договоров перевозки. При этом предполагается, что число (сумма) новых договоров должны быть не меньше, чем число (сумма) прекращающихся (расторгаемых) договоров. Агент, основной деятельностью которого является А., называется аквизитором;2) приобретение одной фирмы другой путем покупки контрольного пакета акций поглощаемой фирмы, ее основных фондов и т.д. См. также Консолидация (2).

АКТ КОММЕРЧЕСКИЙ

документ, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для предъявления претензии или иска перевозчику, грузоотправителю и др. А.к. составляется при обнаружении несоответствия груза или багажа перевозочным документам, при повреждении груза, при обнаружении бездокументного груза и т.д. А.к. может быть составлен в месте отправления, в месте назначения груза или в пути следования. Порядок составления А.к. устанавливается правилами перевозки, действующими на отдельных видах транспорта общего пользования. Отказ в составлении А.к. может быть обжалован в установленном порядке. См. также Рекламация.

АКТ О НЕИСПРАВНОСТЯХ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗА

документ, оформляемый перевозчиком в присутствии грузополучателя немедленно по обнаружении ущерба, нанесенного грузу, перевозка которого произведена воздушными судами одного или нескольких перевозчиков. Подписывается перевозчиком и грузополучателем.

АКТ О ПРИЕМКЕ МАТЕРИАЛОВ

документ для оформления приемки товарно-материальных ценностей в случае расхождения фактического наличия с данными сопроводительных документов поставщика. Порядок и сроки оформления актов предусмотрены инструкциями о порядке приемки /7/777/ и изделий народного потребления по кол-ву и качеству. См. также Рекламация.

АКТ О СУБРОГАЦИИ

документ о передаче страхователем своих прав на взыскание ущерба с третьих лиц страховщику после уплаты последним первому страхового возмещения. См. также Суброгация.

АКТ ПОГРУЗКИ (ВЫГРУЗКИ)

см. Перевозочные документы

АКТИВНАЯ СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ

способ доставки материалов со склада пр-тия (об-ния) подразделениям, при котором выдачу, погрузку и передачу материалов осуществляет отдел снабжения или склад. А.с.с. предусматривает: установление лимитов и графиков доставки материалов; расчет потребности в погрузочно-разгрузочных и трансп. средствах, установление графиков их работы и рациональных маршрутов, расчет размеров партий доставки; контроль за использованием материалов; установление материальной ответственности за сохранность поставляемых грузов и передачу их материально ответственным лицам. См. также Децентрализованная система снабжения.

АРЕНДА

имущественный наем, договор, по которому собственник имущества (арендодатель) предоставляет арендатору имущество во временное пользование за определенное вознаграждение - арендную плату. Различают долгосрочную А. (лизинг), среднесрочную (рентинг) и краткосрочную (хайринг).

АРЕНДНАЯ ПЛАТА

ден. возмещение стоимости арендованных основных фондов; осуществляется арендатором в виде рентных платежей арендодателю по договору; определяется исходя из стоимости арендованных средств, среднеотраслевой рентабельности, финансовых возможностей арендатора, длительности аренды, состояния (износа) арендованных фондов. Сумма А.и. - произведение соответствующей ставки на полную первоначальную (восстановительную) стоимость фондов.

АССОРТИМЕНТ

совокупность товаров и изделий народного потребления, /77/77/, услуг, объединенных в группы по к.-л. признаку. Различают А. услуг, А. пром. продукции и А. торговый. А. подразделяется на групповой, видовой и внутривидовой. Развернутый А. продукции черной металлургии называют также сортаментом, лесной и деревообрабатывающей нром-сти - сортиментом. См. также Номенклатура пром. продукции.

АССОРТИМЕНТНАЯ ЗАГРУЗКА ПРОИЗВОДСТВА

включение в производственную программу пр-тий заданий по выпуску продукции в развернутом ассортименте согласно спецификации заказчиков или данным о покупательском спросе, что характерно для командной экономики. А.з.п. - комплекс планово-экон. расчетов по согласованию и установлению заводам-изготовителям номенклатурных и ассортиментных планов произ-ва, а также по размещению заказов на произ-во и поставку готовой продукции потребителям.

АССОРТИМЕНТНЫЙ СПРОС

кол-во конкретных видов /7777"//, необходимое пр-тиям и орг-циям для выполнения ими объемов работ. В зависимости от особенностей производственной деятельности пр-тий и наличия необходимых для расчета данных А.с. может устанавливаться расчетным или др. методами.
Окончательный А.с. - это кол-во конкретных видов продукции, принятой поставщиками к изготовлению. Он устанавливался на одном из последующих этапов планирования - в процессе специфицирования фондов, согласования и заключения договоров поставки между поставщиками - изготовителями и снабженческо-сбытовыми орг-циями, а также потребителями; определяется на основе выделенных фондов, возможностей произ-ва и транспортировки продукции. См. также Потребность в ППТИ.

АТТЕСТАЦИЯ

система организационно-техн. и экон. мероприятий, обеспечивающих градацию продукции по категориям качества. В бывшем СССР А.п. проводилась сначала по трем, а с 1984 г. - по двум категориям качества. См. также Сертификация.

АУТТЭРН-РИПОРТ

документ, которым в портах ряда стран фиксируется кол-во доставленного и сданного судном груза и выявленные при этом потери. В некоторых портах этот документ называется сертификатом, по независимо от названия и формы он содержит сведения о результатах сдачи груза по каждой коносаментной партии (см. Перевозочные документы). А.-р. обычно оформляется тальманом, принимающим груз от имени грузополучателей, либо самим получателем груза, а иногда и стивидором. В портах некоторых стран выгружаемые с судна грузы поступают на склады портовой администрации или таможни, и официальный их подсчет производится при выдаче с этих складов получателям. Только после этого судну (или его агенту) выдается документ, подтверждающий результат сдачи груза. В некоторых портах, где действует указанный порядок сдачи-приемки груза, судну по окончании выгрузки выдается предварительный А.-р., который, однако, юридической силы не имеет. При предъявлении претензий на несохранную перевозку Л.-р. служит подтверждающим документом.